AntiMBA


Создать стратегию перехода бизнеса
на новый уровень
Исследования


Создать стратегию под ключ
Трансформация


Создать систему непрерывного
роста метрик




Создай систему достижения бизнес целей




Творческие стратегии великих
российских художников
Воркшопы


Запустить быстрый рост, тестируя гипотезы




Создать востребованный продукт




Взломать рост продаж B2B-продуктов



Создать гибкую стратегию вместе
с командой

.
.
Блог


Там мы рассказываем про теорию
и практику применения методологий
Бесплатно


Изучите материалы
самостоятельно
evolve
#Статьи #okr
Почему KPI мешают кратному росту?
7 мая, 2024 | ‎Время прочтения: 5 минут
Внедрите OKR в своей компании
Вовлеките команду в достижение амбициозных целей
KPI успешно обеспечивают небольшой рост, но стоит поднять планку кратно – система ломается. Как быть? OKR-лидер Университета Эволюции разбирает причины и варианты решения.
Все привыкли, что KPI – это показатели для расчета заработной платы. А давайте расшифруем Key Performance Indicators => Ключевые Показатели Эффективности. Возникает вопрос – показатели эффективности чего?

Обычно KPI используют как показатели эффективности сотрудника. Но если разобраться, то KPI – это показатели эффективности определенного рабочего процесса. И тут главное, что процесс – регулярный, повторяющийся, текущий. А сотрудник этот процесс обеспечивает.

Например, Компания V занимается продажами. Показатель эффективности – объем продаж при текущем количестве звонков и встреч из месяца в месяц.

В этом году Компания V сделала 100 млн. В следующем ей необходимо сделать 110 млн, потому что инфляция и т. д. Руководство Компании V постепенно повышает KPI: раньше на 10 сотрудников было 10 продаж, теперь – 11. Система работает.

KPI работает, когда необходимо обеспечить небольшой рост в 5–10%
У текущих процессов всегда есть внутренний задел на рост эффективности. И сотрудники реагируют адекватно.

Но (!) все ломается, когда появляется задача кратного роста: «Сделали 110 млн. Теперь надо 220». Что?!

Какие варианты?

А. Набрать больше сотрудников в отдел продаж. И за счет этого обеспечить кратный рост.

В. «Усложнить KPI» и объявить сотрудникам, что есть базовый уровень эффективности, а за дополнительный результат предложить бонус. Но это уже система мотивации, а не KPI. Увы, в большинстве компаний происходит подмена понятий.

С. Повысить эффективность процесса. Если раньше вы делали что-то и получали результат, а сейчас хотите получать результат на уровень выше, то очевидно, что вам нужно что-то качественно изменить.

«Изменения всегда связаны с получением нового качества»
Если вы рассматриваете варианты A и B, то всегда учитывайте пару моментов:
1
Бонус = штраф
Если KPI привязан к финансовой мотивации, то сотрудник очень быстро начинает рассчитывать на него как на часть зарплаты. Стоит один раз получить, в следующий раз отсутствие бонуса (на который уже есть планы) воспринимается как штраф. В такой системе нацеленность на кратный рост отсутствует. Если KPI использовать в процессах роста, постоянно повышая планку, это демотивирует сотрудников, и они показывают все меньший результат.
2
«Синица в руках, Или внутренний конфликт»
Когда топ-менеджмент заявляет план +15%, сотрудники против: «Это перебор! Мы не сможем. Давайте меньше! Больше чем на 5% не прирастем». Потому что (см. пункт № 1) – если поставят 15%, а выполнят они 5%, бонус не получат.

Возникает конфликт: сотрудники хотят меньше, руководители больше. Начинаются торги, и проигрывают все.

Вместо того чтобы обсудить, как изменить процесс и вырасти кратно, вы обсуждаете, достаточно ли вырасти на 10% или это слишком амбициозная цель. То есть вы обсуждаете не цель (качественное изменение), а метрику. В этом и заключается причина, почему KPI мешают кратному росту.

«Начинаются торги – проигрывают все»

Какие последствия? Демотивация всех. Сотрудники воспринимают руководство как неадекватных людей. Руководители расстраиваются, что им не на кого опереться, все исполнители и не хотят расти.

Как это починить?

Шаг 1
Обозначить исходное состояние. KPI обеспечивают эффективность текущих процессов. В голове есть паттерн: «не выросли – плохо». Но есть же процесс. Вы зарабатываете, просто не растете так быстро, как вам хотелось бы.
Шаг 2
Понять, что является ограничением для кратного роста. Например, не можете набрать новых продавцов = нужны изменения, связанные с набором. Маркетинг не генерит больше лидов по текущим продуктам = изменения в разработке. Проваливается этап воронки = внести изменения на этом этапе.
Шаг 3
Поставить цели по OKR и совершить качественный «прыжок». Внести изменения в текущий процесс или создать новый, чтобы выйти на новый уровень.
Например, «хромает» этап презентации в воронке продаж. Сотрудники приходят к руководителю: «У нас проблема». Если этот этап воронки починить, какой будет эффект? Цель как качественное изменение – улучшить презентацию продукта. Ключевым результатом должно быть не 2, а 6 из 10 переходов на следующий этап воронки.

Цель по OKR – качественное изменение, которое подтверждается через достижение определенных ключевых измеримых результатов

Сотрудникам это интересно. OKR – это отличный способ вовлечения в процессы качественных изменений и кратного роста. Через вовлечение происходит мотивация сотрудников на достижение новых OKR.
Шаг 4
Масштабировать новое состояние и зафиксировать его с помощью новых KPI, чтобы потом снова прийти к необходимости кратного роста и поставить новые OKR и т. д.

Итак, OKR не отменяют KPI. Они работают совместно. Если KPI связан с оценкой текущего процесса, то OKR оценивает качественные изменения.

Вам также может понравится