AntiMBA


Создать стратегию перехода бизнеса
на новый уровень
Исследования


Создать стратегию под ключ
Трансформация


Создать систему непрерывного
роста метрик




Создай систему достижения бизнес целей




Творческие стратегии великих
российских художников
Воркшопы


Запустить быстрый рост, тестируя гипотезы




Создать востребованный продукт




Взломать рост продаж B2B-продуктов



Создать гибкую стратегию вместе
с командой

Блог


Там мы рассказываем про теорию
и практику применения методологий
Бесплатно


Изучите материалы
самостоятельно
Отзывы


Отзывы наших клиентов
#Статьи #jtbd

Продуктовый портфель: от разработки до управления

5 августа, 2024 | ‎Время прочтения: 10 минут
Внедрите OKR в своей компании
Вовлеките команду в достижение амбициозных целей
1

Продуктовый портфель: от разработки до управления

Современные компании постоянно борются за внимание клиентов и лидерство среди конкурентов. Одним из основных путей к успеху считается грамотная продуктовая стратегия. Анализ продуктового портфеля позволяет компаниям оценивать эффективность предложений, принимать обоснованные решения о разработке и выводе продуктов на рынок, а также оптимизировать расходы.

Продуктовый портфель — совокупность всех товаров и услуг, которые реализует компания. Он включает в себя как уже существующие продукты, так и те, которые находятся в стадии разработки или планирования.

Структура портфеля динамична и постоянно меняется в зависимости от разнообразных факторов. На него влияют новые тренды, рост/падение спроса на определенные категории товаров, инновации, изменение предпочтений клиентов, действия конкурентов. В связи с этим важно регулярно анализировать его структуру. Это позволит:
1
оценить эффективность текущей продуктовой стратегии;
2
выявить перспективные и бесперспективные продукты;
3
определить направления развития компании;
4
разработать план развития продуктового портфеля;
5
принять обоснованные решения об инвестициях в новые продукты;
6
оптимизировать расходы на производство и маркетинг.
Если проводить анализ продуктового портфеля регулярно, то компания будет своевременно адаптироваться к меняющимся условиям рынка и достигать поставленных целей. Для этого существуют специальные инструменты и методы.
Продуктовая матрица и анализ ассортимента
Самым результативным методом анализа считается продуктовая матрица. С ее помощью специалисты классифицируют продукты по двум основным критериям: темпы роста рынка и относительная доля рынка, которую занимает продукт.

Самая известная и распространенная из матриц — BCG. Её разработала Бостонская консалтинговая группа. Она разделяет продукты на четыре группы.
Эта матрица может быть использована для принятия решений о том, в какие продукты следует инвестировать, какие нуждаются в поддержке, а какие лучше снимать с производства или ликвидировать. Она является простым инструментом и не должна использоваться как единственный фактор при принятии решений. Необходимо учитывать другие параметры, такие как конкурентная среда, технологические разработки и экономические условия.

Для комплексного анализа используют дополнительные методы — ABC-анализ, XYZ-анализ, QSPM-анализ. Анализировать продуктовый портфель компании необходимо регулярно. Так удастся отследить изменения на рынке и своевременно скорректировать свою стратегию.
2

Состав продуктового портфеля

В него входят все товары и услуги, которые производит и реализует компания:
1
продукты, которые готовы к реализации;
2
товары в процессе разработки;
3
услуги для клиентов;
4
интеллектуальная собственность, например, патенты, авторские права, различные нематериальные активы.
Состав продуктового портфеля должен соответствовать стратегическим целям компании. Если какие-то из продуктов не приносят прибыль, от них нужно избавляться. Анализ позволяет не только выделить перспективные и бесперспективные товары и услуги, но и лучше понять структуру своего ассортимента.

В продуктовый портфель организации входят различные группы товаров, которые отличаются друг от друга по ряду признаков:
1
Целевая аудитория: на кого ориентирован продукт, например, дети, женщины, пенсионеры.
2
Потребности: какие задачи клиентов удовлетворяет. Важно понимать, что за каждым продуктом стоит работа по выявлению «работы, которую нужно выполнить» — это методология JTBD. Она позволяет определить, какую проблему решает продукт для конкретной группы пользователей.
3
Цена: в каком ценовом сегменте представлен. Например, бюджетный, средний, премиальный.
4
Каналы сбыта, через которые реализуют товар. Например, розничные точки, интернет и другие.
Если компания понимает структуру продуктового портфеля, то она может эффективно работать с ним. Появляется возможность определить сбалансирован ли он по всем критериям. Становится проще выявить свободные ниши на рынке и предложить новый продукт. Оптимизация ассортимента продуктов и отказ от неперспективных и дублирующих товаров и услуг позволят сделать упор на эффективные и выгодные позиции.
2

Управление продуктовым портфелем

Специалисты делают основной упор на реализацию стратегических целей, повышение конкурентоспособности, увеличение прибыли и стабильное развитие бизнеса. Это комплексный процесс, в который входят следующие этапы:
1
Анализ продуктового портфеля. Собирают и анализируют данные о своих товарах и услугах, продукции конкурентов и рынка в целом. Портфель сегментируют и оценивают по критериям, например, жизненный цикл, темпы роста и доля рынка, прибыльность.
2
Разработка стратегии управления продуктовым портфелем. Ее составляют на основе стратегических целей компании. Топ-менеджмент их определяет, а продуктовая стратегия отвечает на вопрос: «Как с помощью продуктов мы сможем прийти к стратегическим целям?»
Тут было бы классно сказать, что продуктовая стратеги строится от стратегических целей компании. Топ-менеджемент определяет стратегические цели, а продуктовая стратегия отвечает на вопрос: "Как с помощью продуктов мы сможем прийти к стратегическим целям"?
3
Реализация стратегии и контроль действий по выполнению плана.
4
Оценка эффективности стратегии. Собирают данные о результатах ее реализации, оценивают, корректируют стратегию при необходимости.
Этот процесс непрерывный и требует постоянного внимания и усилий продуктовых команд. Регулярность анализа и контроля позволит соответствовать быстро меняющимся условиям рынка и потребностям клиентов. А это способствует повышению рентабельности инвестиций в продукты, снижает риски неудач, укрепляет позиции среди конкурентов и стабилизирует бизнес.
Диверсификация
Она предполагает расширение ассортимента продукции за счет выхода на новые рынки или разработки новых товаров и услуг. С помощью диверсификации снижаются риски, так как инвестиции распределяются между различными продуктами, рынками и сегментами потребителей.

Существует несколько основных подходов к диверсификации:
1
Горизонтальная. Расширение ассортимента в рамках одного рынка.

Пример: компания производит смартфоны и начинает выпускать планшеты и ноутбуки.
2
Вертикальная. Расширение ассортимента в рамках одной отрасли, но на разных стадиях производственной цепочки.

Пример: компания добывает нефть и впоследствии начинает перерабатывать и продавать нефтепродукты.
3
Конгломератная. Выход на новые рынки, которые не связаны с основным видом деятельности.

Пример: компания производит компьютеры, но начинает выпускать одежду и обувь.
У диверсификации есть ряд преимуществ. Этот процесс:

●Снижает риски, поскольку инвестиции распределяются между несколькими продуктами.
●Позволяет увеличить доход за счет расширения рынка сбыта.
●Повышает конкурентоспособность и имидж за счет укрепления позиций на разных рынках.

Однако диверсификация продуктового портфеля имеет и недостатки:

●Увеличиваются расходы на разработку и продвижение новых продуктов.
●Снижается эффективность управления компанией из-за распыления ресурсов.
●Контролировать различные бизнес-направления становится сложнее.

Решение о том, диверсифицировать ли продуктовый портфель, должно приниматься с учетом многих аспектов — отраслевая принадлежность компании, финансовое состояние, стратегические цели и конкурентная среда. Важно тщательно проанализировать возможные риски и преимущества перед тем, как принять решение.
3

Пример продуктового портфеля компании Apple

1
Смартфоны. iPhone — флагманский продукт. Представлен в нескольких моделях с различными характеристиками и ценовым диапазоном.

iPhone 14 Pro: модель премиум-класса с самым мощным процессором,лучшей камерой и большим OLED-дисплеем.

iPhone 14 Pro Max: увеличенная версия iPhone 14 Pro с большим экраном.

iPhone 14: более доступная модель с некоторыми функциями Pro, но с менее мощным процессором и камерой.
2
Планшеты. iPad — линейка планшетов различных размеров и ценовых категорий.

iPad Air — более мощная и функциональная модель iPad.

iPad mini — компактный планшет с доступной ценой.
3
Ноутбуки. MacBook Air — легкий и ультрапортативный ноутбук с длительным временем автономной работы.

MacBook Pro — более мощный и производительный ноутбук, подходящий для профессиональной работы.

MacBook Pro Max — самая мощная и профессиональная модель.
4
Компьютеры. iMac — настольная модель “все-в-одном” в стильном дизайне.

Mac mini — компактный настольный компьютер с мощными характеристиками.

Mac Pro — профессиональная модель для самых требовательных задач.
5
Носимые устройства. Apple Watch — умные часы с множеством функций для слежения за здоровьем, фитнеса и получения уведомлений.

AirPods — беспроводные наушники с высоким качеством звука.
6
Цифровые сервисы. Apple Music — музыкальный стриминговый сервис.

Apple TV+ — сервис потокового видео с оригинальным контентом.

App Store — магазин приложений для устройств Apple.

iCloud — сервис облачного хранения данных.
Диверсификация продуктового портфеля позволила Apple сохранить позицию одной из самых дорогих и успешных компаний в мире. Предприятие регулярно выпускает новые продукты и услуги, что позволяет удерживать лидирующие позиции на рынке и увеличивать свою прибыль.

Важно отметить, что пример Apple не является универсальным. Успех работы с продуктовым портфелем во многом зависит от специфики отрасли, конкуренции и стратегии компании.

Развитие продуктового портфеля — важный элемент стратегии любой организации и эффективный инструмент, который позволяет подстраиваться под условия рынка. Важно проводить регулярный анализ и на его основе масштабировать продукт или предлагать новые актуальные решения. В этом помогает JTBD-методология, о которой мы подробно рассказываем на двухдневном воркшопе.

В ходе воркшопа вы сможете:
●Найти ценностное предложение существующего или нового продукта.

●Осознать блокирующие и стимулирующие к покупке силы.

●Определить маркетинговую стратегию на основе ценностного предложения.

●Разработать продуктовую стратегию через приоритизацию функциональных требований к продукту.

●Изучить инструменты проведения JTBD-исследования через JTBD-интервью с пользователями.

●Определить стратегию развития бизнеса.

Если у вас есть идея продукта или сервиса, и вы хотите понять ее востребованность еще до серьезных вложений, обучение Jobs To Be Done позволит осознать, какие задачи клиента надо решать в первую очередь и отражать их в маркетинговых кампаниях, а какие можно отложить. На основе JTBD-интервью вы сможете точно определить, для решения какой задачи пользователи “нанимают” ваш продукт. Эти знания позволят понять, как правильно его развивать и рекламировать.

Записывайтесь по ссылке и готовьтесь к переменам в вашем бизнесе, которые станут успешным началом масштабирования.

Вам также может понравится