AntiMBA


Создать стратегию перехода бизнеса
на новый уровень
Исследования


Создать стратегию под ключ
Трансформация


Создать систему непрерывного
роста метрик




Создай систему достижения бизнес целей




Творческие стратегии великих
российских художников
Воркшопы


Запустить быстрый рост, тестируя гипотезы




Создать востребованный продукт




Взломать рост продаж B2B-продуктов



Создать гибкую стратегию вместе
с командой

Блог


Там мы рассказываем про теорию
и практику применения методологий
Бесплатно


Изучите материалы
самостоятельно
Отзывы


Отзывы наших клиентов
#Статьи #jtbd
Продуктовая аналитика: ключ к успеху продукта
29 июля, 2024 | ‎Время прочтения: 10 минут
Внедрите OKR в своей компании
Вовлеките команду в достижение амбициозных целей
Информация о том, как пользователи взаимодействуют с продуктом — бесценный актив для лидера. Именно здесь на помощь приходит продуктовая аналитика. Она показывает эффективность продукта, его сильные и слабые стороны, возможные пути оптимизации стратегии его продвижения.

С ней менеджеры собирают, анализируют и интерпретируют данные о взаимодействии пользователей с продуктом. Она позволяет:
1
Измерять ключевые показатели — сколько людей пользуется продуктом и как часто, какие функции наиболее востребованы?
2
Понимать потребности пользователей — какие задачи они решают с помощью продукта, с какими трудностями сталкиваются?
3
Оценивать эффективность продукта — достигает ли он поставленных целей, какие аспекты требуют доработки?
4
Принимать обоснованные решения — на какие функции следует сделать акцент при разработке, как повысить вовлеченность пользователей?
5
Оптимизировать расходы — направить ресурсы на те направления, которые действительно приносят результат.
Продуктовая аналитика охватывает большое количество различных метрик, которые позволяют оценить все стороны работы продукта. Ключевые продуктовые метрики:
1
Коэффициент конверсии показывает в процентах количество пользователей, которые выполнили желаемое действие, например, покупку или регистрацию.
2
Средний чек, то есть сумма, которую в среднем тратят пользователи на одну покупку.
3
Удержание демонстрирует в процентах количество пользователей, которые продолжают взаимодействовать с продуктом после первого использования.
4
Вовлеченность — как часто и как долго происходит взаимодействие с продуктом.
5
Отток — сколько пользователей, которые перестают пользоваться продуктом.
Такой глубокий анализ позволяет компаниям увеличить продажи, повысить лояльность клиентов, снизить расходы. Регулярная работа с продуктовыми метриками дает возможность прогнозировать будущее развитие и принимать обоснованные решения с учетом показателей.
1
Опережающие и запаздывающие метрики продукта
Опережающие — индикаторы, которые предсказывают будущее развитие продукта. Они указывают курс и помогают понять, в каком направлении происходит развитие бизнеса.

Запаздывающие, напротив, отражают уже достигнутые результаты. Они помогают оценить успешность последних действий.

Их выбор зависит от цели продукта. Если главная цель заключается в увеличении количества подписчиков, то смотреть нужно на новые регистрации, поскольку рост регистраций предвещает рост числа подписчиков.

Опережающие становятся руководством к ежедневной тактике. Это динамичный инструмент. Их нужно регулярно отслеживать, чтобы корректировать курс, формулировать предположения, проверять их и совершенствовать.

Запаздывающие продуктовые метрики оценивают курс и отражают долгосрочные результаты. Например, годовой доход от повторных покупок для увеличения количества подписчиков. Стоит учитывать, что изменения, которые были внесены сегодня, могут сказаться на них лишь спустя время.
2
Категории основных продуктовых метрик
Продуктовая аналитика позволяет отслеживать путь пользователя на протяжении всего жизненного цикла. Он делится на пять этапов и каждый рассказывает свою историю.

Привлечение (Acquisition metrics):
1
Количество новых подписчиков — сколько новых людей присоединяется к продукту.
2
Количество лидов — сколько потенциальных клиентов получается привлечь.
Эти продуктовые бизнес метрики показывают, какие маркетинговые каналы приносят лучший результат.

Активация (Activation metrics):
1
Коэффициент активации — какой процент пользователей совершает первое целевое действие.
2
Время активации — сколько времени требуется для достижения aha-момента.
Они демонстрируют эффективность продвижения пользователей к ценности продукта.

Вовлеченность (Engagement metrics):
1
Количество ежемесячно активных пользователей (MAU) — сколько пользователей используют продукт в течение месяца.
2
Использование функций — как часто пользователи пользуются различными функциями.
Эти метрики измеряют уровень взаимодействия пользователей с продуктом.

Удержание (Retention metrics):
1
Коэффициент удержания — какой процент пользователей продолжает пользоваться продуктом в течение определенного периода.
2
Конверсия бесплатных пользователей в платные — сколько пользователей переходят на платный тариф.
3
Коэффициент оттока (churn rate) — сколько пользователей перестают пользоваться продуктом.
Такие данные указывают на перспективы роста компании.

Монетизация (Monetization metrics):
1
Удержание чистого дохода (NRR) — насколько быстро растет доход от существующих клиентов.
2
Ежемесячный регулярный доход (MRR) — какой ежемесячный доход от подписок.
3
Средний доход на пользователя (ARPU) — сколько в среднем зарабатывает один пользователь.
Эти метрики продукта показывают, насколько эффективно получается превращать вовлеченность в доход.
3
KPI — профессиональный подход к управлению продуктом
В разработке и управлении продуктами ключевые показатели эффективности (KPI) указывают путь к успеху. Структурированные KPI — это профессиональный инструмент. Он позволяет определять четкие цели, измерять прогресс, анализировать и делать выводы, принимать обоснованные решения и корректировать курс на основе полученных данных, двигаясь к стратегическим целям.
Структура эффективного KPI
1
Измерение. Важно выбрать показатели, которые максимально точно выявляют целевой аспект. Его формулировка должна исключать неоднозначность и двусмысленность.
2
Целевой показатель. Это конкретная цифра, к которой необходимо стремиться в рамках KPI в заданный временной период.
3
Источник данных должен обеспечивать точные и достоверные факты и беспрепятственный доступ к ним для регулярного измерения.
4
Периодичность отчетности. Установление частоты позволит отслеживать изменения без перегрузки информацией. Важно согласовать периодичность с динамикой KPI и целями его использования.
Как определить правильную продуктовую метрику
Выбор метрики продукта опирается на ее значимость для достижения его целей. При этом нужно сформировать общее видение и мотивацию команды вокруг ключевого показателя. Например, для электронной коммерции — валовый товарооборот (eBay), общий объем платежей (PayPal).

Понимание, что именно отражает выбранная продуктовая метрика, и анализ изменения показателя во времени помогают оценить влияние различных факторов на динамику KPI. Исходя из данных принимают решение о корректировке курса.

Например, eBay стремятся демократизировать торговлю, основанную на людях и технологиях. Поэтому в качестве основной продуктовой маркетинговой метрики рассматривают количество активных пользователей, которые совершили покупки на сайте. Но она не отражает удовлетворенность ассортиментом и ценами.

Использовать KPI нужно осознанно. Выбранные продуктовые бизнес метрики должны исходить из целей. Их регулярно отслеживают и анализируют. И уже потом делают выводы и принимают решения, которые способствуют успешности продукта.

Определение метрик продукта и целей — два взаимосвязанных шага, которые ведут к успешной разработке продукта.

Цель определяет то, чего вы хотите достичь, и стимулирует рост. Она позволяет объединить команду и мотивирует ее к действиям. Для этого часто используют OKR (Objectives and Key Results). Эта методология позволяет чётко сформулировать амбициозные цели для развития — Objectives. При этом цели необходимо разбить на измеримые ключевые результаты — Key Results. С методикой отслеживают прогресс реализации стратегических инициатив и мотивируют сотрудников на достижение целей.

Университет Эволюции предлагает авторскую методологию OKR 2.0, которая объединила в себе классический OKR и поиск ограничений для достижения целей с помощью Теории ограничения систем. Интеграция ТОС в классический OKR позволяет фокусироваться на ключевых ограничениях, которые мешают бизнесу расти быстрее. Методология была внедрена и проверена в 50+ компаниях и доказала свою эффективность.

Мы усовершенствовали OKR, чтобы компании могли фокусироваться на ключевых ограничениях и, закрывая их, еще быстрее шли к своим целям. С помощью амбициозной стратегии, которую собирает команда, за четыре месяца бизнес выходит на новый уровень. Университет Эволюции приглашает к участию в корпоративной программе для топ-менеджеров AntiMBA.

Каждый вариант программы уникален и создается с учетом потребностей компании. В результате работы команда разрабатывает высокомаржинальную линейку продуктов, раскрывается потенциал бизнес-лидеров, прописывается стратегия преодоления конкуренции, обновляется система управления, и компания получает быстрые результаты.
Закажите zoom-консультацию, чтобы узнать, каким будет AntiMBA вашей компании по ссылке AntiMBA – корпоративная образовательная программа для топ-менеджмента (evolve.ru).
4
Основные типы продуктовых метрик
Используйте их осознанно, делайте выводы, принимайте верные решения и ведите свой продукт к новым вершинам.
Отдельно рассмотрим такой показатель, как Net Promoter Score (NPS)
Он указывает на уровень лояльности и удовлетворенности брендом/продуктом/фичей. Его используют с целью измерить восприятие продукта пользователями. Чем выше NPS, тем выше лояльность и удовлетворенность, тем больше пользователей будут его рекомендовать.

Для расчета опросите пользователей по десятибалльной шкале: «Насколько вы готовы рекомендовать наш продукт/бренд/фичу другим?». По результатам распределите участников опроса на группы:
1
Промоутеры (9–10 баллов), которые любят продукт, будут рекомендовать.
2
Нейтралы (7–8 баллов), которые довольны, но не в восторге.
3
Критики (0-6 баллов) — они недовольны и могут негативно отзываться.
NPS = % Промоутеров - % Критиков

Если NPS больше 70, то это свидетельствует о высокой лояльности. Когда уровень NPS находится в пределах 50–70, можно говорить о хорошем результате, и прикладывать усилия для улучшения. При показателе, равном 40, стоит его поднимать. Если NPS ниже 30, то нужно принимать срочные меры.

NPS помогает построить лояльное сообщество пользователей, увеличить продажи и сделать бизнес успешным.
Массаж воронки: умножаем продажи в 2 раза и не только
Массаж воронки — это простой, но эффективный метод увеличения продаж, повышения лояльности клиентов и ускорения роста бизнеса.

Для этого разбивают воронку продаж на ключевые этапы и измеряют на каждом продуктовые маркетинговые метрики, такие как конверсии, количество пользователей, время прохождения этапа. Далее анализируют данные, чтобы найти этапы с низкой конверсией. И продумывают, как улучшить каждый этап воронки.

Существуют специальные инструменты для этого метода:
1
AAARRR Canvas визуализирует воронку. Разделите ее на 6 этапов AAARRR — информирование, привлечение, активация, удержание, доход, виральность. Опишите действия пользователей, определите метрики продукта, посчитайте показатели. Поймите, где воронка проседает, сгенерируйте гипотезы для улучшения.
2
UX-тестирование позволяет изучить пользовательский опыт. Для этого нужно показать людям элементы продукта, такие как сайт или приложение, и спросить их мнение. Далее находят проблемы юзабилити, которые мешают конверсии, и формулируют идеи по улучшению пользовательского пути.
3
A/B-тестирование проверяет гипотезы. Сравнение двух версий одного элемента, сайта или приложения, позволит узнать, какая конвертирует лучше. Далее внедряют изменения, которые показали наилучшие результаты.
Массаж воронки не требует сложных инструментов или навыков и позволяет быстро увидеть эффект от изменений без больших затрат. Этот метод подходит для бизнесов любого размера.
Дашборд ценности: секрет роста бизнеса
Он позволяет измерять и увеличивать ценность для клиентов.

Дашборд помогает сосредоточиться на том, что действительно важно для клиентов. С ним можно отслеживать влияние продукта на жизнь пользователей и принимать обоснованные решения о развитии продукта.
Как создать дашборд ценности
Сначала определяют задачу, которую решает продукт для клиентов. В этом поможет формула «глагол + существительное + контекст». Далее выбирают North Star Metric (NSM). Это ключевая продуктовая метрика, которая отражает объем ценности. Добавляют дополнительные метрики, позволяющие оценить разные аспекты взаимодействия пользователей с продуктом.

Регулярно отслеживайте изменения показателей дашборда. Анализируйте данные, чтобы понять, что работает, а что — нет. Используйте полученные инсайты для улучшения продукта и повышения удовлетворенности клиентов. Создание ценности для клиентов должно всегда идти рука об руку с достижением бизнес-целей.

Успех любого продукта невозможен без глубокого понимания его пользователей и эффективного анализа его работы. Правильный выбор и анализ продуктовых метрик, использование эффективных инструментов и постоянное стремление к увеличению ценности для клиентов — ключ к успеху продукта.

Ставьте амбициозные цели, анализируйте, корректируйте, и ваш продукт обязательно станет лидером в своей нише.

Вам также может понравится